Искусство метафоры

Хвост ящерки


 

Метафора проводит связь между двумя различными областями человеческого опыта. Практически одна область отражается средствами другой.

Что является основой и оправданием утверждению родства двух совершенно различных областей? Где пределы этого родства?

Этот вопрос занимает людей уже не одну тысячу лет и на него, в сущности, давали всего два ответа. Отвечали: общий признак двух областей. Позже, когда вселенная стала представляться совокупностью взаимодействующих частей, созрел другой ответ: основой метафоры является одинаковая структура.

Структура образуется узлами и связями между ними, узлы и связи различаются. Узлы символизируют сущности мира, а связи – отношения между ними. Но хорошая метафора не обязательно отражает сущности – в сущности, а связи – в связи, ей достаточно отражения чистых отношений, “дух” области-прототипа.

Наилучшее приближение к субстанции, несущей чистые отношения – гештальт. Мы настолько сможем приблизиться к истинной основе метафоры, насколько мы сможем освободить гештальт от структурных атавизмов.

Гештальт – цельный, неразложимый на части феномен, поскольку в нем отсутствуют составляющие элементы. Гештальт не знает пространственных или временных ограничений, поскольку любая граница или предел – это свойство ограниченных структур. Гештальт – это состояние, а не строение пространства. Гештальт подобнен неоднородному полю в физическом пространстве.

Отношения, освобожденные от структурной локализации и барьеров, образуют некую трансцендентную сущность, нарушающую изотропную гладь пространства-прототипа. На гештальт можно смотреть как на симметрию, свойственную предмету. Представляя гештальт в пространстве, можно увидеть его нарушением симметрии этого пространства.

Итак, метафора – это движение от прототипа – к образу на основании общего гештальта.

Мы видим, что язык и мышление человека насыщено метафорами. Восприятие искусства и творческое мышление без них невозможно. Нужно понять не столько то, как метафоры действуют, но как они создаются. Для этого надо приглянуться к природе восприятия.

Одно из ярчайших его свойств – это внимание. Из всех восприятий внимание выделяет небольшой набор. Некоторые наборы восприятий обычны, другие – редки, третьи вовсе невозможны. Мы говорим, что набор восприятий, оказывающихся в фокусе внимания обладает определенным гештальтом. По мере когнитивного развития человек учится воспринимать все более сложные гештальты, различать все более тонкие аспекты мира. Гештальты, доступные для внимания человека – это допустимые для него конфигурации внимания.

 


Публикация приостановлена
mail to metaphor@yandex.ru