"Метафора..."

Метафора (от греч. metaphora -перенесение) - один из представителей целого семейства феноменов языка и мышления, к которым относятся в большей или меньшей степени последующие рассуждения. Хорошо также известна аналогия (от греч. ana logon - соответствие, равенство отношений) и мышление по аналогии, а также так называемое индуктивное мышление, тоже имеющее отношение к не совсем логическим мыслительным операциям.

Классическое определение метафоры звучит примерно так: "Метафора - фигура речи, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании общего признака, образное выражение". Это определение восходит еще к Аристотелю и только последние открытия в области когнитивной психологии позволяют думать, что суть метафоры лежит на уровнях, более глубоких, нежели уровень языка. Современная распространенная точка зрения на метафору (ее отцами были Ричардс и Блэк) утверждает, что метафора порождает некую новую сущность, новый объект, в котором участвуют свойства двух метафорически сопоставляемых предметов.

Аналогия в общепринятом смысле - это равенство соотношений частей двух предметов, сходство их структур. Мышление по аналогии, таким образом, заключается в утверждении сходства свойств двух предметов на основании сходства их строения. Мышление по аналогии - один из важнейших источников новых научных гипотез. Так, создатель кибернетики Винер на основе аналогии между живыми организмами и саморегулирующимися техническими системами предложил понятия обратной связи и управления, которые стали основой для мощного прорыва и в биологии и в технологии. Некоторые области науки возникли благодаря появлению этих понятий, например, экология. Аналогия Винера до сих пор является источником новых научных идей.

В отличие от метафоры, аналогия более ясна и структурное сходство, которое она подчеркивает, бывает более очевидным. В качестве примера можно привести одну из древнйших метафор, сравнивающих душу человека с чашей. Основа этой метафоры совсем не ясна при всей ее глубине и правдоподобности.

Индуктивное мышление (от лат. inductio - наведение). Хорошо о нем сказано у Брокгауза: "такой процесс мышления, посредством которого мы, опираясь мысленно на принцип единообразия природы, выводим из единичных (а иногда и общих) оснований положение всегда более общее, чем эти основания; напр., подмечая какой-либо признак в нескольких объектах, отсюда заключаем о присутствии его во всех объектах того же рода. Термин "индукция" в науку впервые был введен Аристотелем, который приписывал первое применение этого метода Сократу." Индуктивное мышление обычно противоставляется дедуктвному мышлению, при котором мы развертываем мысленную схему какого-либо явления на основе ясных заданных правил.

По причинам, которые станут ясны позже, особенно верные выводы индуктивное мышление делает в том случае, когда оно действует на основе наблюдения в предметах сходства типа симметрии. Так, известный математик и теоретик науки Пойа в своей книге "Математика и правдоподобные рассуждения" приводит следующий пример индуктивного вывода: Известно, что среди прочих геометрических тел именно у шара отношение объема к площади поверхности максимально. Известно также, что среди прочих тел удельная электроемкость максимальна тоже у шара. Если мы зададимся вопросом, у какого тела минимален удельный коэффициент гидродинамического сопротивления, то умозаключение по аналогии подсказывает: у шара. Вывод оказывается верным. Здесь вы можете прочесть главу из этой книги, рассказывающую о том, как индуктивное мышление и рассуждение по аналогии помогло Архимеду стать основателем методов интегрального исчисления.