"Но хорошая метафора не обязательно отражает сущности - в сущности, а связи - в связи."

Особенно характерны в этом отношении метафоры, которые в ходу в искусстве – в поэзии, в изобразительном искусстве. Ортега-и-Гассет называл метафору “единицей прекрасного” и я, удивляясь его смелости, склонен с ним согласиться.

Искусство, по-видимому невозможно сводить к какому-то единому знаменателю – так, нельзя говорить о том, что в любом произведении искусства смысловую основу образует его структура, как это допускалось, например, в литературоведческих структуралистских школах. И метафора, если понимать ее в строгих классических определениях, тоже не может исчерпать всей глубины искусства. Тем не менее, эмоциональная и выразительная сила его неизбежно привлекает наше внимание к тем сферам работы сознания, в которых рождаются и обитают метафоры.

В искусстве, в отличие от науки или бытового сознания, бесструктурные метафоры встречаются весьма часто. Взглянем на знаменитый “Черный квадрат” Малевича:

Черный квадрат

Интуитивная лаконичность этого изображения завораживает. Эта картина – метафора удивительной глубины, но в ней практически невозможно различить ясную структуру, на которой она может основываться. Но все же попытаемся это сделать.

Черный квадрат – это визуальная структура черного цвета, образованная четырьмя симметричными сторонами и углами. Попробуем теперь понять, чему в нашем опыте может соответствовать такая структура. На ум приходит “четыре стороны света”, “четыре ножки табурета” и т.п. Но является ли Черный квадрат метафорой какого-либо из этих концептов? Вряд ли. Искусствовед скажет нам, что это полотно вызывает многочисленные скрытые ассоциации, связанные с черным цветом, прямыми углами, квадратной симметрией, числом четыре и пр. и все это, взаимодействуя в сознании зрителя, создает выразительную жизненность произведения, от которого веет какой-то зловещей неумолимостью. Но потребовалось бы много страниц расшифровки, чтобы ясно выразить хотя бы небольшую часть этих ассоциативных рядов.

Мы видим, что попытка структурного анализа даже относительно “простой” в структурном отношении визуальной метафоры увязает в смысловых дебрях, уходящих в глубины человеческого сознания. Можем ли мы говорить в этом случае, что метафора отражает сущности – в сущности, а связи – в связи? Очевидно, нет.

Поэзия имеет в своем распоряжении другие способы организации восприятий человека и в ней бесструктурные метафоры встречаются не реже, чем в изобразительном искусстве:

“Открылась бездна звезд полна
Звездам числа нет, бездне – дна.”

Рискнем ли мы в этом великом двустишии Ломоносова выделить смысловую структуру? Захватывающее чувство, которое вызывает этот стих, приходит из глубин, в которых еще нет никакой структуры, где есть только чистое ошеломляющее чувство торжественной бесконечности…