"Наилучшее приближение к субстанции, несущей чистые отношения - гештальт."

В психологическую науку понятие гештальта (gestalt – нем. образ) широко внедрили основатели гештальт-психологии Келлер, Коффка и Вертгеймер. Гештальтом в общих чертах они называли целостность предметов и явлений как противопоставление представлению о них как о сумме своих составных частей и отношений между ними. Гештальт-психология экспериментально показала первичность именно целостного восприятия – то есть, наше сознание не воспринимает предмет по частям, а затем составляет из него цельное восприятие, а напротив, “схватывает” предмет как единое целое, а уж потом это целостное восприятие наполняет смыслом восприятие отдельных деталей. Они показали, что любое чувственное восприятие зависит от обстоятельств целой ситуации, в которой оно происходит. Так, при восприятии фигуры

Мы склонны сначала воспринимать изображение в его целостных характеристиках, а уж затем отмечать в нем частности: мы вначале воспринимаем квадрат, а затем пробел в верхней части картинки нами трактуется как “дыра” в квадрате, то есть восприятие этого пробела существенно определяется восприятием целостной характеристики объекта, его квадратной симметрией. Если бы восприятие шло от частных элементов, то мы начали бы с анализа каждого из пяти отрезков, образующих эту фигуру, а затем “собирали” бы из них кривую определенной формы, при этом пробел не трактовался бы нами как “дыра”. (Хотя при некотором старании мы можем и так воспринимать эту фигуру, но мы говорим об обычном, неподготовленном восприятии) Таким образом, гештальт в понимании отцев-основателей гештальт-психологии – это целостное качество предмета или явления, свойственное лишь ему целиком и оказывающее влияние на восприятие любой его части. Позже мы всесторонне обсудим понятие гештальта и его приложение к теории метафоры.

Исторически гештальт-психология была ровесницей психоанализа, но ее идеи опередили свое время и психоанализ с его гораздо большей склонностью к структурному изучению переживаний (так, выделение в сновидении отдельных символов и последующее их достаточно изолированное толкование – это откровенно структурно-аналитический метод) оказался гораздо ближе духу того времени. В результате гештальт-психология несмотря на свои несомненные достижения оказалась в тени психоанализа и бихевиоризма. Но в наши дни на фоне общего кризиса структурного стиля мышления интерес к гештальт-психологии начал вновь возрастать, хотя еще в шестидесятых годах Перлз использовал понятие гештальта в качестве ключевого понятия созданной им гештальт-терапии. Однако в конечном итоге гештальт-терапия превратилась в типичную структуралистскую школу прикладной психологии (наряду, например, с нео-психоанализом, НЛП и транзактным анализом), в которых вначале сознанию пациента навязывается структурированность, а затем эта структура трансформируется, что иногда приводит к изменениям в сознании пациента. Гештальт-терапия нынче очень популярна и гештальт-психологию с ней часто путают, хотя это совершенно различные дисциплины.

Но почему гештальт – лучшее приближение к субстанции, несущей чистые отношения? Мы уже говорили о том, что чистые отношения, взятые без структуры, в которой они заданы – чистый вымысел. Но это сорт вымысла, который позволяет нам увидеть динамическую целостность в предмете или явлении, отвлечься от аналитического взгляда на него. Так мы приближаемся к понятию гештальта, чья природа также трудно определима (возможно, поэтому ему нелегко пробить себе дорогу в науке). Как мы увидим из дальнейшего, гештальт не несет “чистые отношения”, его природа парадоксальным образом, с одной стороны, гораздо проще, а с другой - гораздо сложнее.