"Гештальт - цельный, неразложимый на части феномен, поскольку в нем отсутствуют составляющие элементы."

С точки зрения аналитического мышления – это констатация невозможности применения традиционного научного метода для исследования гештальта. Наука анализирует, а значит, разбирает на части, в гештальте же частей нет. В этом смысле он элементарен, поскольку в нем нет структуры и прост, поскольку в сложном есть “сложенность” из многих элементов. Но нельзя сказать, что гештальт прост и для понимания. Классические методы мышления и понимания явлений тут бессильны. Неужели любая теория, изучающая цельные феномены ненаучна? Вряд ли, современная теория поля (и особенно квантовая механика) дает нам пример строго научного изучения цельного феномена поля.

Тем не менее, свойство цельности и простоты гештальта вызывает много трудных вопросов. Две различных структуры могут объединиться и образовать третью, более сложную. Но могут ли взаимодействовать два гештальта и образовывать в результате третий, “сложный”? Если да, то этот сложный гештальт вполне можно рассматривать как образованную из двух частей структуру. Возникающий парадокс можно избежать лишь признав, что может существовать лишь один-единственный гештальт, и не существует никакого множества различных гештальтов, откуда мы их можем получать в любом количестве и разнообразии. Итак, выходит, что гештальт всегда лишь один (хотя, возможно, всегда разный, но чтобы точно это узнать, нам нужно сопоставить два гештальта и сравнить, а это невозможно). Во всяком случае, мы не можем говорить о двух параллельно существующих гештальтах. В контексте данной теории единственность гештальта получает естественное объяснение, пока стоит лишь сказать, что воспринимая реальность мы не можем воспринимать больше одного гештальта одновременно, так что в каждый момент времени он оказывается одним-единственным. Это может показаться софистикой, но позже мы поговорим о связи гештальта и восприятия содержательней.

Сделав лишь один заманчивый шаг, мы оказываемся в объятиях даосизма, который видел явления и предметы мира как рябь на реке “Великого Дао”. Тут дао – это общий ход вещей в мире, невыразимая словами, неразделимая на элементы динамическая сущность реальности, в которой заключен корень и смысл всех вещей. Шаг, ведущий от понятия гештальта к понятию дао заключается в попытке объяснить единственность гештальта его космической абсолютностью: он единственен как единственна вселенная, сама реальность… Подобные идеи рождались, по большей части, на Востоке, но к ним приходили и западные мыслители, особенно после начала методологических исканий начала 20-го века. Так, Шпенглер, разрабатывая свой “физиогномический метод” (который, по сути, был попыткой привнесения в исследование истории и общества образного восприятия явлений), одним из понятий сделал “дух времени”, свойственный каждой исторической эпохе. Это понятие можно трактовать и как гештальт состояния общества и как мгновение дао.

Но мы не станем делать этого шага в сторону даосизма, поскольку наши исследования не философские, но методологические и ненужные дискуссии нам ни к чему.