"Гештальт - это состояние, а не строение пространства."

И снова нам следует предостеречь себя от структурного взгляда: мы миримся с тем, что представляем себе гештальт пространственным образованием, но чтобы по привычке не начать его видеть особой структурой, нам нужно сразу заявить: гештальт – это скорее состояние пространства, а не его строение. Проясним суть этого различия. Строение подразумевает структуру, состояние описывает пространство как единое целое. Смысл слова “состояние” гораздо больше способствует восприятию предмета или явления в его целостности. Так, если сказать “строение организма”, то мы задумываемся о его устройстве, о его структуре: о совокупности органов и частей организма, связанных функциональными связями и т.д. Если же сказать “состояние организма”, то мы, скорее всего, задумаемся о его общих характеристиках, мы взглянем на организм как на единое целое. Таки же образом мы можем говорить о строении пространства, подразумевая его элементарные составные части: частицы, кванты, и мы можем говорить о его состоянии, подразумевая наличие в нем физических полей, о его температуре и т.д.

Термин “состояние” – одно из тех слов, которые не слишком нас склоняют к структурированному восприятию. Еще можно назвать понятия характера, атмосферы, духа, образа – все их можно считать близкими по смыслу гештальту.

Тут интересно отметить, что среди перечисленных слов часто попадаются слова, относящиеся к восприятию запахов – атмосфера, дух. В этой связи надо отметить, что среди прочих органов чувств, обоняние меньше всего пригодно к структурному восприятию: структуру можно увидеть, услышать, несколько сложнее почувствовать, но вот почуять запах структуры невозможно – восприятие запаха всегда цельно, едино. Так что оказывается, что именно этот канал восприятия в наибольшей степени пригоден к восприятию состояния действительности, ее гештальта. Может быть, поэтому часто говорят о “чутье”, подразумевая интуитивные восприятия. Интуиция вообще глубоко связана с цельным восприятием мира, но связь гештальта и интуитивного восприятия - отдельная тема. Что касается природы обоняния, то несмотря на огромные достижения психофизиологии, механизм восприятия запахов остается во многом неясным. Если, например, в сфере восприятия вкуса говорят о десяти или шестнадцати основных “элементарных” вкусовых ощущениях, из которых складывается любое сложное вкусовое ощущение, то в области обоняния ничего подобного сделать пока не удается - разнообразие различных химических соединений, на которые реагируют наши обонятельные рецепторы слишком велико. Еще стоит сказать о том, что с древности известно, насколько сильно и комплексно могут влиять запахи и ароматы на состояние человека. И наоборот, есть данные, говорящие о том, что сам организм человека сообщает о своем состоянии посредством выделения через кожные покровы летучих химических соединений, состав которых меняется от человека к человеку и зависит не только от состояния его телесного и душевного здоровья (так, при некоторых психозах одним из симптомов является специфический запах, исходящий от человека), но и от его эмоционального состояния и даже от личных качеств! Ведутся исследования, направленные на то, чтобы прояснить особенности “химической” коммуникации между людьми, ведь в животном мире такие коммуникации широко распространены: так, хорошо известны языки запахов в сообществах насекомых, например, у муравьев. Некоторые достигнутые результаты позволяют предположить, что, например привлекательность или неприятность человека может объясняться реакцией нашей иммунной системы на испускаемые им биологически активные вещества. Вообще, обоняние – одно из древнейших видов восприятия в природе и опыты показывают, что даже у человека оно взаимодействует с глубочайшими слоями психики.