"...областями человеческого опыта."

В классической традиции было принято говорить, что метафора сопоставляет два предмета или две вещи (например, в определении Аристотеля "Метафора – это приложение к одной вещи имени, принадлежащего другой..."). В самом деле, возьмем метафору Остапа Бендера "Железный конь идет на смену крестьянской лошадке". В метафорическом выражении "железный конь", кажется, легко определить, какие два предмета или вещи поставлены в соответствие: первый предмет - это трактор, второй предмет - реальный конь. И трактор и конь - это ясно определимые конкретные предметы мира. Однако, не все метафоры основываются на столь отчетливых объектах. В метафоре, сравнивающей душу человека с чашей метафорические объекты уже не столь отчетливы. Если чаша - вполне конкретный ясный материальный предмет, то душа - метафизическое внепространственное понятие и ее лишь с натяжкой можно назвать предметом или вещью. Тем не менее, метафора ни в коей мере не становится от этого менее убедительной. Можно привести образец метафоры, где сопоставляемые "вещи" и вовсе трудно определимы, к примеру, в метафоре. которая сравнивает течение времени с течением реки.

Мы видим, таким образом, что метафора может с успехом роднить материальное - с метафизическим, ограниченное - с неограниченным и говорить о том, что метафора основывается на сопоставлении вещей или предметов (которые воспринимаются как нечто ограниченное, конкретное) невозможно.

В современной теории метафоры поэтому принято говорить не о вещах или объектах метафоры, но о "концептуальных областях" или "пространствах" или просто концептах (от лат. conceptus - мысль, понятие). Если внимательней приглядываться к тому, что делает метафора, то мы заметим, что она сопоставляет не два предмета, но скорее две системы понятий, которые соответствуют различным областям опыта, они называются концептами или концептуальными пространствами. Так, у Остапа Бендера железный конь - это образ, соединяющий воедино не трактор и коня, а два различных уклада: традиционный крестьянский уклад, который символизируется предметом "конь" и новый индустриальный порядок, символом которого является железный трактор. И конь и трактор являются только частью тех концептов, которые они символизируют.

Но и это лишь приближение к содержанию метафоры, поскольку и концепты, будучи системами понятий с заданным множеством операций между ними, ограничены, хотя и не в той мере, в какой ограничено понятие "предмета". В этом смысле концепт - это отпрыск традиционного структурного подхода к метафоре, о котором будет сказано ниже. Для нужд компьютерного моделирования ограниченного набора банальных метафор он годится, но для практических нужд (например, эвристических) следует двигаться дальше.