"...одна область отображается средствами другой."

Метафора - сложный и многообразный феномен. И конечно не всегда метафора сопоставляет только две области. Сложная метафора может смешивать даже в пределах одной фразы и три и больше различных вещи, различных системы понятий. Например "огненная вода смоет печалей моих города". В этой метафоре можно различить несколько независимых концептов, во-первых, огненная вода здесь является символом водки, к которой прибегают для того, чтобы развеять свою печаль, само же это выражение апеллирует к особенностям восприятия какой-либо традиционной культуры, в которых так называли крепкие спиртные напитки (оно само является метафорой). Далее, печали уподоблены городам, а сознание, соответственно, стране или целому миру. При этом уподобление это внедряет особую, как бы отстраненную точку зрения на свои переживания, поскольку речь идет не об одном городе, но о городах, а следовательно, мысленный взор их видит издалека, как с высоты птичьего полета или на карте. И последний важный концепт, включенный в эту метафору - это представление о том, как потоки огненной лавы сметают города, наподобие гибели Помпеи. Мы видим, что в этой метафоре происходит взаимодействие трех основных концептов и еще нескольких вспомогательных ассоциативных рядов. Если стремиться упростить картину, то можно было бы сказать, что метафоры часто организованы иерархически - более сложные метафоры составляются из менее сложных.

И все же здесь мы будем для простоты говорить только о дву-частной метафоре, хотя все дальнейшие рассуждения распространяются и на более сложные случаи. Мы пытаемся построить именно практическую теорию метафоры, то есть такую, которая помогла бы нам понять, как их создавать, а не как толковать. И в первую очередь автора интересует эвристическая роль метафоры, то есть ее значение и применение в процессах творческого мышления. Для этой области обычно бывает вполне достаточно дву-частных метафор и задача в том, как найти подходящий метафорический образ для проблемной ситуации, над которой размышляет мыслитель. А далее, после того, как удачный образ найден, происходит отображение, описание этой проблемной ситуации в новых понятиях, которые наталкивают нас на пути решения эвристической задачи. Таким образом, практически ценная метафора, в конечном итоге, позволяет нам отобразить одну область средствами другой так, что это наводит нас на новые идеи. Например, после того, как последовательность внутренних переживаний была уподоблена шагам вычислительного алгоритма, возникла идея изменять поведение и реакции человека, производя операции с последовательностью его мысленных представлений и впечатлений - точно также, как программисты изменяют работу программы модифицируя алгоритм. Позже мы подробнее рассмотрим роль метафоры в творческом мышлении.