Гостевая книга || Метафорум || Написать автору || Die Metapher und Das Gestalt Искусство метафоры | |
Искусство метафоры | Содержание || Авторская | Чтения | Мнения | Разное | Ссылки || Хвост ящерки |
Мнения о метафоре: Философов Когнитивисты ортони | Модель LISA (Обучение, индукция, схематическое абстрагирование - Learning, Induction and Schema Abstraction) Джона Хаммеля и Кейт Холиок (1996) видится как концептуальный отпрыск модели ACME Холиок и Тагарда, поскольку она также является коннекционной моделью структурного отображения, явной целью создания которой было уменьшить масштаб рабочей сети репрезентаций. В то время, как ACME содержит O(N^2) нейронов и O(N^4) сетевых соединений между ними при обработке отображений, соответствующих N символам, в модели LISA используется понятие синхронного свечения и это позволяет уменьшить размер рабочей сети до O(N) измерений (см. также Ажжанагад и Шастри, 1991, Вил и Кин, 1993). То есть, LISA не выделяет отдельный узел-соответствие для каждого совпадения ролей между какой-нибудь парой предикат/аргумент, а постулирует, что два узла, представляющих предикат и аргумент связаны, если они оба светятся (испуская выходной сигнал) в одной фазе. Например, в то время как модель АСМЕ отводит отдельные узлы для каждого использования символа Karla в составе различных предикаций или аргументных позиций (напр., Karla как агент в предикации offer-feathers из известной аналогии Karla – hawk), LISA отводит Карле только один узел. Этот узел будет светиться синхронно (в одной фазе) с узлами, представляющими предикаты, которыми он управляется, и частными ролями, которые он будет играть. Модель LISA, как и модель АСМЕ, разделяет оперативную и долгосрочную память. Однако, синхронное связывание требует, чтобы обе формы памяти во время процессов отображения и восстановления могли взаимодействовать. В то время как ролевая организация различных, иерархически выстроенных предикаций существенно связана с долгосрочной памятью, данная организация через синхронное свечение узлов динамически проникает в оперативную память. Фазы этих свечений позволяют определить, могут ли данные два узла (представляющие элементы метафорического утверждения) быть поставлены в структурное соответствие друг с другом. Другая особенность, которая характеризует LISA как развитие модели АСМЕ, это введение в нее слоя единичных микро-качеств (представляющих такие общие родовые концепты, как принадлежность мужскому полу, активная функция и т.д.), на которых основываются структурные репрезентации высокого порядка. В этом отношении модель LISA больше похожа на модель Sapper с ее правилом триангуляции, а не на модели ACME и SME, в которых предпочитается применение сходств, основанных на атрибутах. Таким образом, модель LISA, чтобы судить о том, схожи ли две концептуальные структуры, в дополнение к изоморфическому критерию структурного сходства, применяемому в SME и АCME, использует семантические критерии на основе качеств. Слой семантических качеств служит в качестве родового пространства, на фоне которого совершается метафорическое отображение - он привносит общий семантический словарь, примиряющий входные концептуальные области. |