Гостевая книга  ||  Метафорум   ||  Написать автору  ||   Die Metapher und Das Gestalt

Искусство метафоры

Искусство метафоры  |  Содержание   ||  Авторская  |  Чтения  |  Мнения  |  Разное  |  Ссылки  ||  Хвост ящерки

 

Мнения о метафоре:

Философов
Лингвистов
Когнитивистов
Вычислителей
Свободных художников

Когнитивисты
о метафоре:

ортони
торонго, штернберг
гентнер, форбус
холиок, тагард
хофштадтер, френч
хаммель, холиок
факонье, тернер

Торонго и Штернберг

Основное требование к любой модели процесса интерпретации метафоры является предоставление способа оценивать, какие метафоры следует считать хорошими, какие – плохими, какие отличаются новизной, а какие - банальностью, нужен способ оценивать качество метафоры. В конце концов, метафора является способом коммуникации, которое преследует в зашифрованном виде определенные коммуникативные, мотивирующие, обоснованные в данных обстоятельствах цели, а значит, определение и оценка этих целей составляет значительную часть процесса интерпретации. В этой связи Тороного и Штернберг (1981) предложили геометрическую меру качества метафоры, которая основана на понятии пространственного положения концептов тенора и транспорта внутри соответствующих концептуальных областей, на параметрах расстояния, дистанции между различными концептуальными областями.“ Внутрення дистанция” метафоры характеризует относительное местоположение тенора и транспорта внутри их собственных концептуальных областей, и эта оценка выделяет те метафоры, которые сопоставляют похожее с похожим. И наоборот, “внешняя дистанция” метафоры является абсолютной мерой величины концептуальной удаленности тенора и транспорта в некотором n-мерном пространстве свойств. Торонго и Штернберг утверждают, что качество метафоры пропорционально внешней дистанции метафоры, то есть, чем больше концептуальный размах метафоры, тем выше ее качество. В то же время качество метафоры обратно пропорционально ее внутренней дистанции, то есть чем больше сходство в относительном положении тенора и транспорта внутри их областей, тем большим качеством обладает метафора.

Геометрическая модель примиряет две противоречивых интуиции относительно качества метафоры: интуитивные представления о том, что качество метафоры связано одновременно и со сходством и с концептуальной дистанцией (несходством, отсутствием изоморфности). Модель их примиряет, демонстрируя важность концептуальной дистанции в абсолютном смысле, а схожести – только в относительном. Вообще говоря, параметр внутренней дистанции представляет собой геометрический вариант условия систематичности Гентнера, которое выделяет те метафоры, которые сопоставляют области схожей относительной организации, то есть, такие , которые имеют схожее структурное отображение.

Этот подход вызывает несколько основных проблем. Во-первых, оба параметра основаны на применении понятия буквального сходства, каждый концепт представляется точкой в n-мерном пространстве свойств и каждая концептуальная область, по существу, является кластером этих точек в пространстве. Таким образом, каждая область организуется по одному и тому же набору свойств и все сходства основаны также на этих общих свойствах. Так что в этой модели не остается места для не-буквального сходства или несоответствия областей (см. Ортони, 1979), когда одни и те же общие свойства могут иметь различные значения в различных областях (например, финансовый магнат и вареное яйцо круты в совершенно различных смыслах). Торонго и Штернберг пытаются представить метафору в свете эвклидова представления о пространстве, в то время как метафора, по сути, требует пространства какого-то более высокого уровня, не-эвклидова, в котором можно смоделировать такие аспекты метафоры, как асимметрию, отсутствие изоморфности областей и отсутствие локализованного значения. Например, тот факт, что большинство метафор демонстрируют асимметрию не объясняется в этой модели - в ней инвертированная метафора обладает тем же высоким качеством, что и изначальная (например, матросы иногда с теплотой называют свое судно “красоткой”, это служит для смягчения стального холода военного судна, но если назвать женщину “миноносцем”, то это вызовет совершенно противоположный эффект). Кроме того, их модель не может оценить вклад контекста в качество метафоры, подменяя истинное, прагматическое качество метафоры чисто семантическим.

наверх