Гостевая книга  ||  Метафорум   ||  Написать автору  ||   Die Metapher und Das Gestalt

Искусство метафоры

Искусство метафоры  |  Содержание   ||  Авторская  |  Чтения  |  Мнения  |  Разное  |  Ссылки  ||  Хвост ящерки

 

Мнения о метафоре:

Философов
Лингвистов
Когнитивистов
Вычислителей
Свободных художников

Лингвисты
о метафоре:

аартс, калберт
лакофф
вейнер
эко
мак-кормак

Вейнер

Подход к метафоре лингвиста Джудит Вейнер (см. Вейнер, 1986) относится к классу основанных на преобразованиях знаний. В качестве центральных для процесса интерпретации понятий в нем принимается понятие выраженности свойств (см. Ортони, 1979) и прототипичности (см. Рош и Мервис, 1975, Рош, 1976).

Нужно сказать, что трактовка Вейнер представляет собой прагматичный синтез уже известных представлений о метафоре, по мере надобности она заимствует идеи у Ортони и Роша. В конечном итоге оказывается, что ее взгляды не представляют собой какого-то прорыва в этой области, скорее работу Вейнер следует счесть путеводителем по существующим теориям метафоры, основанным на представлении о преобразованиях знаний. Ее работа заслуживает внимания вовсе не за свою новизну, а за демонстрацию своей характерной идеологии. Вейнер предлагает свою модель в качестве свидетельства верности символического направления при исследовании метафоры, как пример чисто символьного подхода к интерпретации. В результате, она не оценила случаи происхождения метафорического значения вне дискретизированной сферы символов, например, в сфере непрерывных сенсорных представлений – возможность этого убедительно показали Бек (1978) и Харнад (1982). Проще говоря, она пренебрегла этим без-символьным опытом. Познакомьтесь со следующим заявлением:

"Некоторые писатели говорят о магии метафоры, о том, что целое – это больше, чем просто сумма частей (Вербрюгге, 1980). Пока не будут приведены какие-то другие аргументы, я все равно буду утверждать, что метафоры, по крайней мере теоретически, можно исследовать чисто формально, без всякого привлечения сверхъестественного." (Вейнер, 1986)

Писатели вовсе не провозглашают метафору чисто эмерджентным феноменом, что она превышает сумму своих компонентов. Конечно, центральная идея тезиса эмерджентности состоит именно в этом, однако нужно помнить, что эта позиция обычно противопоставляется формальному символическому анализу, она заставляет осознать, что даже самый прилежный анализ даже не может и надеяться охватить весь диапазон ассоциаций, вызываемых метафорой. По сути, высказывания насчет “суммы отдельных частей” относятся к комбинации дискретных символических компонентов - предположительно изначальный процесс дискретизации (т.е. индукции) является редукционным процессом с неизбежной потерей информации. Высказывания же относящиеся к “целому” относятся к сложному внутреннему впечатлению (комбинации неограниченных, непрерывных энграмм), которое вызывается набором отдельных символьных частей. Двойственность внутренних репрезентаций, которая теперь, вероятно уже общепризнанна в научном сообществе, преодолевает обвинения в “магичности” или “сверхъестественности” отношения к метафоре, высказанные Вейнер. Она несправедливо критикует “эмерджентную” точку зрения, считая, что ее позиция является антитезой, так она своими руками ограничила ее смысл. В результате ее труды представляют собой всего лишь негативный жест, но, подобно дорожным знакам, предупреждающим об обрыве, такие вещи могут все же помочь нам найти нужное направление.

наверх