Гостевая книга || Метафорум || Написать автору || Die Metapher und Das Gestalt Искусство метафоры | |
Искусство метафоры | Содержание || Авторская | Чтения | Мнения | Разное | Ссылки || Хвост ящерки |
Мнения о метафоре: Философов Лингвисты | Подход к метафоре лингвиста Джудит Вейнер (см. Вейнер, 1986) относится к классу основанных на преобразованиях знаний. В качестве центральных для процесса интерпретации понятий в нем принимается понятие выраженности свойств (см. Ортони, 1979) и прототипичности (см. Рош и Мервис, 1975, Рош, 1976). Нужно сказать, что трактовка Вейнер представляет собой прагматичный синтез уже известных представлений о метафоре, по мере надобности она заимствует идеи у Ортони и Роша. В конечном итоге оказывается, что ее взгляды не представляют собой какого-то прорыва в этой области, скорее работу Вейнер следует счесть путеводителем по существующим теориям метафоры, основанным на представлении о преобразованиях знаний. Ее работа заслуживает внимания вовсе не за свою новизну, а за демонстрацию своей характерной идеологии. Вейнер предлагает свою модель в качестве свидетельства верности символического направления при исследовании метафоры, как пример чисто символьного подхода к интерпретации. В результате, она не оценила случаи происхождения метафорического значения вне дискретизированной сферы символов, например, в сфере непрерывных сенсорных представлений – возможность этого убедительно показали Бек (1978) и Харнад (1982). Проще говоря, она пренебрегла этим без-символьным опытом. Познакомьтесь со следующим заявлением:
Писатели вовсе не провозглашают метафору чисто эмерджентным феноменом, что она превышает сумму своих компонентов. Конечно, центральная идея тезиса эмерджентности состоит именно в этом, однако нужно помнить, что эта позиция обычно противопоставляется формальному символическому анализу, она заставляет осознать, что даже самый прилежный анализ даже не может и надеяться охватить весь диапазон ассоциаций, вызываемых метафорой. По сути, высказывания насчет “суммы отдельных частей” относятся к комбинации дискретных символических компонентов - предположительно изначальный процесс дискретизации (т.е. индукции) является редукционным процессом с неизбежной потерей информации. Высказывания же относящиеся к “целому” относятся к сложному внутреннему впечатлению (комбинации неограниченных, непрерывных энграмм), которое вызывается набором отдельных символьных частей. Двойственность внутренних репрезентаций, которая теперь, вероятно уже общепризнанна в научном сообществе, преодолевает обвинения в “магичности” или “сверхъестественности” отношения к метафоре, высказанные Вейнер. Она несправедливо критикует “эмерджентную” точку зрения, считая, что ее позиция является антитезой, так она своими руками ограничила ее смысл. В результате ее труды представляют собой всего лишь негативный жест, но, подобно дорожным знакам, предупреждающим об обрыве, такие вещи могут все же помочь нам найти нужное направление. |