Гостевая книга || Метафорум || Написать автору || Die Metapher und Das Gestalt Искусство метафоры | |
Искусство метафоры | Содержание || Авторская | Чтения | Мнения | Разное | Ссылки || Хвост ящерки |
Мнения о метафоре: Философов Философы | Наиболее интересную точку зрения на метафору, учитывающую дуальность, двойственность представления метафоры в сознании, предложил Стивен Харнад (1982). Харнад – философ и психолог, пожалуй, более всего он известен своим пересмотром так называемого “аргумента китайской комнаты”, выдвинутого Серлем, кроме того он известен тем, что ввел в литературу по вычислительным методам термин “корни символа (symbol grounding)”. Основное для теории Харнада понятие дуальности означает дихотомическое разделение внутренних репрезентаций на дискретные и непрерывные, иными словами, на ограниченные и неограниченные, или используя термины антрополога Бренды Бек (1978), на семантические и аналоговые. С точки зрения Харнада, которая в значительной мере перекликается (из-за использования схожей терминологии, принадлежащей области вычислительных методов) с работами Индурки (1992), внутренние репрезентации могут принимать форму либо сенсорно-обоснованных непрерывных впечатлений, либо логических концептуальных абстракций, которые порождаются из сенсорно-обоснованных. По самой своей природе эти абстракции дискретизируют непрерывные (неопределенные) восприятия, которые лежат в их основе, приводя к созданию символов и символических структур. Благодаря этому процессу возникают полезные обобщения и возникает основа для дальнейшего различения и разделения на категории приходящих извне стимулов. Абстрагирование до уровня дискретных репрезентаций позволяет образовывать концептуальные комбинации высокого уровня, однако существует и оборотная сторона. Отдельные элементы непрерывного уровня, которые представляются безотносительными в данной ситуации, будут неизбежно упущены в репрезентации высокого уровня (поскольку абстрагирование обязательно влечет за собой редукцию). Главная мысль Харнада заключается в том, что концептуальные комбинации (или сопоставления) которые не приносят заметных результатов на дискретном символическом уровне, могут тем не менее дать большой эффект при действии на непрерывном уровне. Речь идет о том, что отдельные элементы в сфере непрерывных сущностей, которые в тот момент, когда производилось выведение символической репрезентации, казались неважными, могут оказаться вполне полезными в комбинации с непрерывными сущностями, лежащими в основе других концептов. С этой точки зрения метафора – это когнитивный механизм, посредством которого непрерывные, аналоговые (и сенсорно-обоснованные) восприятия, которые уже прошли процесс категоризации (символо-образования), подвергаются переоценке в новых концептуальных контекстах. Такая рекомбинация часто приводит к созданию новых концептов, новых комбинаций, становящихся чем-то большим, чем простая сумма символических частей, поскольку эти концепты проистекают из непрерывных сущностей, не представленных полностью на символическом уровне. В терминологии Харнада: сенсорные опыты записываются в виде внутренних впечатлений, образующих непрерывные или неограниченные энграммы - особые ментальные следы, образованные сенсорным опытом и составляющие истинное содержание памяти. Ограниченные энграммы, которые образуются из непрерывных и неограниченных через процесс индукции и другие процессы абстрагирования, подвергают квантовой дискретизации лежащие в их основе непрерывные впечатления и преобразуют их в удобные дискретные ментальные объекты, символы. При этом часто оказывается возможным активизировать оригинальное непрерывное впечатление и как бы оживить его. То есть, концептуальные комбинации высокого уровня могут активизировать комбинации впечатлений низкого уровня, а это, в свою очередь, может вызвать новое переживание оригинальных стимулов и соответствующую категоризацию этого сложного впечатления в новую концептуальную категорию. Такая точка зрения не внушает оптимизма. С одной стороны, Харнад подтверждает когнитивную необходимость метафоры и переформулирует в специальной психологической терминологии довольно туманную теорию интеракций Блэка, а с другой стороны, Харнад отрицает возможность полностью символического описания метафоры. Он подчеркивает, что адекватная теория метафоры должна учитывать и дискретные и непрерывные уровни репрезентаций, или говоря в терминах вычислительных методов, такая теория должна интегрировать в себе и символические и коннекционные (connectionist) процессы. |